Warning: mysqli_set_charset() expects parameter 1 to be mysqli, resource given in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/i_main/config.php on line 7

Warning: mysqli_set_charset() expects parameter 1 to be mysqli, resource given in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/i_main/config.php on line 17

Warning: mysqli_set_charset() expects parameter 1 to be mysqli, resource given in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/stolica/index.php on line 43
К местному самоуправлению надо повернуться лицом | Летняя столица | Ялтинский городской сайт

Ялтинский городской портал - все, чем живет Ялта: новости, обзоры прессы, фотографии, афиша, объявления

Ялтинская городская газета
Власть

# 38 (126) от 2.10.2008

К местному самоуправлению надо повернуться лицом

Проведение конституционной реформы в Украине становится одним из политических приоритетов этого года. Все понимают, что она является объективной реальностью и необходимостью. В истории молодой украинской демократии предстоящая реформа будет уже третьей. Последние изменения в Конституцию были внесены в декабре 2004 года в ходе острой борьбы, исходя из политической целесообразности и взаимных уступок.


Notice: Undefined variable: mas in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/stolica/news.php on line 179

Notice: Undefined variable: mes in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/stolica/news.php on line 179

Notice: Undefined variable: mas in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/stolica/news.php on line 232

Notice: Undefined variable: mes in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/stolica/news.php on line 232

Notice: Undefined variable: mes in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/stolica/news.php on line 124

Notice: Undefined variable: mas in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/stolica/news.php on line 124

В настоящее время в Верховной Раде Украины, по словам народных депутатов, ждут своей очереди рассмотрения 27 законопроектов, связанных с реформированием местного самоуправления. К сожалению, данные документы не прошли широкой общественной экспертизы. Региональная элита практически отстранена от процесса законотворчества, плохо информирована о грядущих изменениях. Говорю об этом потому, что свод законов, связанный с функционированием местных органов власти, образно называют «малой Конституцией», и игнорировать точку зрения местных представительных органов недемократично.

По-прежнему районные и областные советы не имеют органов исполнительной власти. Их полномочия четко не разграничены, а зачастую дублируются, что порождает конфликты и злоупотребления. Только в Крыму в минувшем году публичные противостояния советов и райгосадминистраций были в нескольких районах. Нормы закона должны быть прописаны так, чтобы защитить громаду от самоуправства как головы, так и председателя госадминистрации, да и подчас сомнительных решений совета.

Как юрист хочу отметить, что областные и районные советы с точки зрения публичного права фактически являются недееспособными, поскольку не имеют собственных исполнительных органов. В свою очередь госадминистрации по своему статусу не должны иметь собственной политики, так как они являются проводником линии Центра. Без сомнения многие беды, которые есть в Украине, напрямую зависят от ненужного противостояния, от несогласованности этих двух властей, от своего понимания ответственности. Госадминистрация отвечает перед Президентом, совет – перед громадой. Не могут жить в берлоге два медведя.

Из-за отсутствия четкой законодательной базы, регулирующей отношения между советами громад, входящих в одну административно-территориальную единицу, постоянно возникают правовые коллизии, особенно по вопросам бюджета и собственности. Это нередко порождает безответственность и нарушение законов на местах, сдерживает социально-экономическое развитие регионов.

Сошлюсь на опыт Большой Ялты, хотя можно приводить и другие примеры. Такое же административное устройство в Алуште, Феодосии, Евпатории, Судаке. Ялта – самодостаточная, богатая территория, но развивается неравномерно. Парадоксально, что городской совет и голова избираются жителями всей Большой Ялты, а по закону горсовет и мэр не могут решать вопросы избирателей, проживающих в поселковых советах, так как их поссоветы самостоятельны и неподконтрольны городскому. Город не развивается как единая территория. Взять хотя бы проблему полигона бытовых отходов. Он расположен на территории Гаспринского поссовета. Жители поселка требуют перенести его в другое место. Если горсовет обратится в любой другой из семи поссоветов с таким предложением, то не получит поддержки. Мы можем скоро раздробиться на удельные микрорайоны и улицы.

Или другой пример. Сегодня в городе реконструируются сети водоканала. Мы получили поддержку практически всех субъектов хозяйственной деятельности, собрали достаточно ассигнований. Но обновление водоканализационных сетей идет только в самой Ялте, а в поселках ничего не делается. Аналогичное положение и с газификацией. Из-за нерешенной проблемы административно-территориального устройства мы не можем принимать единых решений на всей своей территории, не можем формировать единую градостроительную политику. Если это одна территория – то она должна жить по одним законам, местным, внутренним правилам, которые определяет городской совет.

Где же выход? Городской совет сейчас озабочен разработкой устава Ялтинской громады. Этот правовой акт должен снять многие проблемы в регламентировании ее деятельности с учетом национально-культурных и социально-экономических и других особенностей местного самоуправления. Речь идет, в первую очередь, о градостроительной и транспортной политике, выделении земли, об экологии.

Авария канализационного коллектора в Алупке в конце сентября, когда без воды оказались четыре больших поселка, еще раз подтвердила, что необходимы единые правила жизнедеятельности для всего региона.

Устав громады предусмотрен ст.10 Закона «О местном самоуправлении в Украине». Сейчас мы внимательно изучаем опыт других городов. По информации СМИ, уставы уже приняты практически в каждом третьем местном совете. После широкого обсуждения жителями большой Ялты, одобрением его на местном референдуме городской совет будет вправе принять этот нормативный акт.

Главным тормозом в развитии территориальных громад по-прежнему остается их слабая материально-финансовая база. Для всех очевидна диспропорция в уровне жизни села и города, в предоставлении населению гарантированных социальных прав и услуг. При планировании и выполнении местных бюджетов на законодательном уровне отсутствует четкое разграничение делегированных и собственных полномочий органов местного самоуправления. Государство определяет приоритеты и устанавливает стандарты таких важных отраслей как образование, здравоохранение, то, следовательно, и государство должно взять на себя основную долю в финансировании этих отраслей, нести ответственность за их развитие. На практике все бремя расходов на их содержание, как правило, несет местный бюджет. Они забирают до 60-70 процентов его доходов.

Ежегодные изменения нормативов отчислений в Государственный бюджет не дают возможности местным органам власти прогнозировать свою бюджетную политику, а соответственно — развитие. В каждом регионе есть бюджеты, которые формируются в основном за счет трансфертов из государственного. Местные бюджеты являются заложниками бюджета Украины. Так, в текущем году сократились ассигнования из госбюджета на социальные программы автономии: газо- и водоснабжение, ЖКХ, реконструкцию транспортной инфраструктуры.

Если говорить о Ялте, то Центр в 2008 году предложил нам уменьшить расходы на социальные нужды на 15%. Депутаты и исполком городского совета не пошли по такому пути. За счет местных источников мы наоборот увеличили ассигнования на здравоохранение на 30%, а на образование и социальной защиту – на 36%. В целом в городском бюджете социально защищенные статьи составляют 87%.

На сегодняшний день местные органы власти не могут влиять даже на распределение средств субвенций. Вроде бы доля местных бюджетов в сводном выглядит солидно – около 45%, а реальными средствами, которыми муниципальная власть может распоряжаться, не превышает 2-3%.

Без финансов нет власти, нет местного самоуправления. Считаю, что нужен Закон «О местных налогах и сборах», или внести специальный раздел в Налоговый кодекс, в котором необходимо усилить, как я уже говорил, материально-финансовую федерализацию регионов.

Нуждается в кардинальном изменении избирательная система местных органов власти. Сегодня большинство политиков пришло к убеждению, что пропорциональная избирательная система выборов органов представительной власти на местах несостоятельна. В действующем законе «О выборах депутатов Верховной Рады АРК, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» нас не устраивает положение, которое лишает граждан конституционного права свободно выдвигать и избирать в советы конкретных лиц, а не голосовать за обезличенных представителей политических партии.

По итогам выборов 2006 года почти каждая третья сельская и поселковая громады в Украине не имеет своих представителей в районных и областных советах. Аналогичное положение и в Крыму. Из 25 городов и районов в Верховной Раде автономии представлены только десять, в то время как Симферополь имеет 65 депутатов. А.Яценюк, будучи в Крыму и комментируя такую ситуацию, назвал ее «ужасной диспропорцией». Я бы назвал ее антидемократичной, так как грубо нарушается положение Конституции о том, что в областных и районных советах должны быть представлены все громады данной административно-территориальной единицы. К слову, в прошлом избирательном законе было именно так.

Хочу повториться, значительное число депутатов и политиков считает, что пропорциональная система местных выборов не оправдала себя. У населения пока мало доверия к многочисленным партиям. Известно, что после выборов улетучиваются их обещания, которые они щедро раздавали избирателям. Убежден, что на региональном уровне депутат не может быть абстрактным политиком, не знающим жизненных проблем конкретного округа, не поддерживающим постоянного контакта со своими избирателями.

По-видимому, назрела необходимость отменить закрытые списки депутатов от политических партий. Для этого есть несколько путей. Один из них, если так можно сказать, «привязать» будущих депутатов к конкретным округам, либо вводить механизм открытых списков, которые формируются на местах партийными организациями по рейтинговому принципу.

Я обозначил только некоторые актуальные проблемы жизнедеятельности громад. Которые нуждаются в законодательном разрешении. По мнению юристов, за кадром в государстве остаются около ста законов, которые нужно было принять еще в соответствии с Конституцией 1996 года. На местах ждут не очередных внеочередных выборов, а конституционного реформирования.

Автор Алексей Боярчук, секретарь Ялтинского городского совета

Ссылка на новость на сайте газеты: stolica.yalta.org.ua/126/1222848331/

Другие материалы номера

Отдыхающие уехали, преступлений меньше не стало

Искусство и культуру — в гурзуфские массы

Сладкие призы на день рождения гимназии

Авария на коллекторе диаметром 800 миллиметров

Государство поможет малым городам

Сирот в Ялте больше, чем в годы войны

С 1 ноября квартплата поднимется

Долгов много, просвету нет

«Магистраль» шумит по нормам

Мамы не знают, чем кормить детей

Цифра недели

Криминальный обзор

Реклама

Другие материалы рубрики

Каждый депутат может работать в двух комиссиях

В Ялте – новый глава города

За оскорбления депутата рассмотрят на комиссии

В Крыму штабы по стабилизации политической ситуации принимают пожертвования

Сергей Карнаух: каждый житель Ялты желает ее успешного развития

Члены исполкома:

Ведро очков в Китае стоит доллар

Тимошенко увеличивает бюджет на … 100 миллиардов!

Ялтинский городской портал

ЯЛТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПОРТАЛ - все, чем живет Ялта: новости, обзоры прессы, фотографии, афиша, объявления

Реклама на сайте | О проекте | Пользовательское соглашение | Правила использования материалов | Отказ от ответственности
© 2021 - 2001 yalta.org.ua. Все права защищены.
Разрешается использование только материалов ялтинских газет при условии обязательной прямой гиперссылки на yalta.org.ua.
Категорически запрещено использование любых фотографий, текстов комментариев, ответов в онлайн конференциях. Запрещено какое-либо использование базы данных ялтинских предприятий, кроме как в ознакомительных целях.