Warning: mysqli_set_charset() expects parameter 1 to be mysqli, resource given in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/i_main/config.php on line 7
Warning: mysqli_set_charset() expects parameter 1 to be mysqli, resource given in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/i_main/config.php on line 17
Warning: mysqli_set_charset() expects parameter 1 to be mysqli, resource given in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/stolica/index.php on line 43 Алексею Гуляницкому – 75! | Летняя столица | Ялтинский городской сайт
Ялтинский городской портал - все, чем живет Ялта: новости, обзоры прессы, фотографии, афиша, объявления
Notice: Undefined variable: mas in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/stolica/news.php on line 179
Notice: Undefined variable: mes in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/stolica/news.php on line 179
Notice: Undefined variable: mas in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/stolica/news.php on line 232
Notice: Undefined variable: mes in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/stolica/news.php on line 232
Notice: Undefined variable: mes in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/stolica/news.php on line 124
Notice: Undefined variable: mas in /var/www/yaltas/yalta.org.ua/stolica/news.php on line 124
Имя Алексея Феодосьевича Гуляницкого давно пора вносить в Книгу рекордов. Народный артист Украины, Заслуженный деятель искусств Украины, Заслуженный деятель искусств АР Крыма, кавалер орденов «Знак Почета» «За заслуги» 3-й степени, Почетный гражданин г. Ялта за всю свою творческую жизнь дал более 2 тысяч 500 концертов. А за дирижерским пультом Крымского симфонического оркестра Алексей Феодосьевич простоял 40 лет. На всей территории постсоветского пространства такой верностью своему коллективу мог похвастаться только легендарный Евгений Мравинский, который руководил Ленинградский симфоническим оркестром.
А в начале своей творческой карьеры Алексей Феодосьевич и не подозревал, что судьба забросит его в Крым. 31 мая 1965 года молодой дирижер выступил с концертом в Ялте, и директор филармонии на ЮБК Василий Коростин сразу же пригласил его на место второго дирижера.
—Решающее слово сказали наши мамы, — вспоминает Алексей Феодосьевич. – Моя жена Тамара — коренная киевлянка, я жил в Киеве с 1938-го года, в Ялте у нас не было никого. Мы позвонили нашим мамам, посоветовались, а мой педагог по дирижированию Михаил Маркович Каннерштейн сказал так – соглашайся, это будет для тебя хорошим трамплином. И еще мне очень помог директор Киевского оркестра Михаил Косяков – я в те годы уже семь лет отстоял на очереди на квартиру. И мне еще два года подряд давали отпуск за свой счет, чтобы я не слетел с очереди в Киеве. Как только я получил квартиру, тут же обменял ее на Ялту, а через полгода стал главным дирижером Крымского симфонического оркестра.
Крымский оркестр называли самым гастролируемым в СССР, он стал своеобразной лабораторией, и через него прошли многие известные музыканты и композиторы. Оркестр гастролировал в Белоруссии, Молдавии, Украине, Литве, Азербайджане, Узбекистане, России (Подмосковье, Урал, Северная Осетия, Кавказские Минводы), дважды в Германии.
А сколько замечательных встреч было у Алексея Феодосьевича с музыкантами, чьи имена навеки вписаны в историю мировой музыки!
—Я знал, что Дмитрий Шостакович – талантливый, признанный композитор, но не отдавал себе отчета, что встречаюсь с гением, — вспоминает Алексей Феодосьевич. – Впервые мы встретились с ним в 1963-м году, а два года спустя Шостакович приехал в Киев, чтобы помочь в осуществлении постановки своей оперы «Катерина Измайлова», известной еще как «Леди Макбет Мценского уезда». Узнав о приезде Шостаковича, я набрался смелости – или нахальства — и позвонил Дмитрию Дмитриевичу. И он дал добро на встречу, которую я никогда не забуду. Разговор касался партитуры первой симфонии: дело в том, что в каждом последующем издании этого произведения по недосмотру выпускавших накапливались ошибки. В связи с этим у меня возник ряд вопросов. За время нашего разговора маэстро обнаружил десятка три неточностей и исправил их – ноты, лиги, нюансы. Я был очень горд тем, что он похвалил одно мое новшество: в партитуре партия литавр была записана в ритме, а я заменил ритмический рисунок на тремоло. «Так тоже можно», — заметил Дмитрий Дмитриевич. Память об этой встрече я храню по сей день.
Я перебираю многочисленные фотографии из семейного альбома Гуляницких. Каких только личностей не увидишь здесь! Тамара Синявская и Клавдия Шульженко, Анатолий Соловьяненко и Зураб Соткилава, дирижер Игорь Маркевич и композитор Алемдар Караманов, оперный певец Дмитрий Хворостовский и пианист Денис Мацуев. И за каждой фотографией – история, тянущая на написание романа.
—С Димой Хворостовским и его родителями я знаком давно, когда он еще не был знаменитым на весь мир, — рассказывает Алексей Феодосьевич. – Я пригласил его на гастроли в Ялту. Концерт малоизвестного певца не вызвал ажиотажа – зрителей в «Юбилейном» собралось чуть более половины зала. Но его удивительный голос услышали, и все последующие концерты прошли с аншлагом. Помню одну встречу в Москве – он исполнял новый цикл Свиридова в Большом зале консерватории. Мы с женой были на этом концерте, и после решили зайти к Диме в артистическую. Попасть туда было трудно, кругом охрана. Я попросил их: «Вы только скажите Хворостовскому, что его хочет видеть Гуляницкий». Смотрю, выбегает Дима: «Алексей Феодосьевич, Тамара Петровна, как я рад вас видеть!» Этой простотой, открытостью он и сейчас отличается от многих известных исполнителей.
А сколько курьезов было в истории Крымского симфонического оркестра! На одном из концертов в рамках ялтинского фестиваля «Звезды планеты» вместе с оркестром выступал победитель конкурса им.Чайковского, теперь всемирно известный исполнитель, Денис Мацуев. Он исполнял «Вариации на тему Паганини» Рахманинова. Внезапно погас свет. Оркестр по инерции проиграл тактов 40 и остановился. Денис не растерялся – в темноте начал играть джаз, да так, что зрители устроили ему настоящую овацию.
О встречах с музыкантами, исполнителями, певцами Алексей Феодосьевич может рассказывать бесконечно. А мне хочется немного рассказать о нем.
Я читаю список важнейших произведений, которые с 1965 года исполнил Крымский симфонический оркестр, и напротив многих имен композиторов стоит лаконичное слова «все». Бетховен, Мендельсон, Шуберт, Шуман, Брамс, Чайковский, Рахманинов – крымский симфонический исполнил все симфонии, все инструментальные и фортепианные концерты, все увертюры этих авторов. Гуляницкий смело предлагал музыкантам новых авторов – Стравинского, Бриттена, Шнитке, Бартока, Шостаковича, Караманова, Штогаренко, Шенберга и других. И лучшей наградой становились просьбы слушателей исполнять эту новую музыку.
А вот еще повод для гордости. 2 февраля 1985 года оркестр выступал в Москве, в концертном зале имени Чайковского. Именно тогда прозвучала впервые симфония Алемдара Караманова «Лунное море». Тот концерт был записан на всесоюзном радио и транслировался долгие годы по всему Союзу. А спустя десятилетие с этой записи было сделано два компакт-диска.
—Представляете, как качественно мы тогда сыграли, что с концертной, а не студийной записи был сделан компакт-диск! – не скрывает гордости Алексей Феодосьевич.
А вот еще моменты гордости за свое детище, оркестр. В 1977 году на Всесоюзном смотре-конкурсе симфонических оркестров Советского Союза, в котором принимало участие 48 коллективов, именно Крымский оркестр стал лауреатом, оставив далеко позади многие столичные коллективы. В 1987 году оркестр награждают Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Украины, а в 1999-м – Почетной грамотой Кабинета министров Украины. В том же году Президент Украины Леонид Кучма вручает Алексею Гуляницкому орден «За заслуги» 3-й степени.
И еще гордость Алексея Феодосьевича, что именно его оркестр стал впервые проводить планомерную работу среди юных дарований. На сцену с прославленными мастерами музыки поднимаются и юные таланты, которые имеют уникальную возможность выступить с симфоническим оркестром. На Западе за такое вступление молодое дарование заплатило бы не одну тысячу долларов. Кстати, о молодом поколении... Все трое детей и пятеро старших внуков закончили музыкальную школу (младший — только начинает свой путь в искусстве). А творческое продолжение своей долгой и счастливой дороги в музыке маэстро видит в младшем сыне — Алексее Гуляницком, уже состоявшемся скрипаче и педагоге.
Впрочем, любовь к юным талантам Алексея Феодосьевича сопровождает всю его жизнь. И сегодня, когда прославленному мэтру музыки исполняется 75 лет, он все еще занимается с юными музыкантами – заведует кафедрой дирижирования, вокала и хорового искусства Крымского гуманитарного университета, читает лекции, обучает студентов, председательствует во многих международных музыкальных конкурсах и фестивалях.