Добро пожаловать, гость  Войти на сайт   Регистрация   Забыли пароль
Логин (e-mail):    Пароль:   

Ялтинский городской портал - все, чем живет Ялта: новости, обзоры прессы, фотографии, афиша, объявления

Купить дешевые билеты в Крым и из Крыма
Газета в настоящий момент не выходит
Проблемы общества

# 114 (256) от 25.10.2010

Открыли мемориальную доску Амет-Хану Султану

В рамках празднования 90-летия со дня рождения дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана на здании железнодорожного вокзала Симферополя открыли мемориальную доску

В мероприятии приняли участие и.о. Постоянного Представителя Президента Украины в Крыму Виктор Плакида, заместитель Председателя Совета министров АРК Татьяна Умрихина, министр транспорта и связи АРК Николай Черевков, начальник Крымской дирекции железнодорожных перевозок Вячеслав Гудым, президент Всемирного конгресса крымскотатарского народа Рефат Чубаров и другие.

Открывая мемориальную доску, Татьяна Умрихина выразила слова благодарности всем, кто участвует в увековечении памяти летчика. «Это наша гордость, это наша слава дважды Герою Советского Союза, летчику-испытателю Амет-Хану Султану, который своим бессмертным подвигом каждый день войны защищал многонациональный Крым, большой, огромный Советский Союз», — подчеркнула вице-премьер.

В свою очередь Виктор Плакида напомнил, что в свое время летчик испытал более сотни машин нового поколения, а его опыт используется до сих пор. «Мы гордимся нашим земляком, мы гордимся нашим героем», — сказал Виктор Плакида.

Почтить память друга приехали также летчики, ученики, соратники Амет-Хана Султана из Украины и России. Участники мероприятия возложили цветы.

Позднее на симферопольской площади, которая носит имя летчика, состоялся торжественный митинг с возложением цветов. В нем приняли участие Татьяна Умрихина, заместитель Постоянного Представителя Президента Украины в АРК Ибраим Мамутов, глава Постоянной комиссии ВР АРК по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан Ремзи Ильясов.

В частности, Ремзи Ильясов напомнил, что в годы войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета, сам сбил 30 боевых самолетов, 19 — в группе. Депутат также выразил уверенность, что «все неприятности останутся позади», и совместно удастся достойно почтить память великого человека.

Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в городе Алупке. В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе. После окончания учебы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе.

Одновременно учился в аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году.

В РККА с февраля 1939 года. В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознаменной военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова в звании младшего лейтенанта направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишиневом. Летал на самолетах И-15 и И-153. Встретил войну в Молдавии.

Уже 22 июня 1941 года младший летчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «харрикейны».

С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик «юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу.

При ударе «харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «юнкерсе». Летчику удалось выбраться из кабины своего самолета и воспользоваться парашютом. Спустя несколько дней Амет-Хана пригласили в Ярославль, где городской комитет обороны наградил его именными часами и почетной грамотой при большом стечении народа на Советской площади, на которой был выставлен для всеобщего обозрения «юнкерс». Позже за подвиг, совершенный в небе над Ярославлем, летчик был награжден орденом Ленина.

Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолете Як-1, а с августа 1942 года на самолете Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включен в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, своеобразной сборной советских летчиков, созданной для противодействия немецким асам. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го ГИАП, в составе которого он воевал до конца войны.

После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточенных воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым Героем Советского Союза Иваном Борисовым Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолет «шторх». После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7 Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.

Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провел 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «фокке-вульф 190».

Всего за время войны Амет-Хан Султан провел 150 воздушных боев, в которых лично сбил 30 и в составе группы 19 самолетов противника.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью Золотая Звезда помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награжден 26 июля 1945 года.

С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учеба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования (по некоторым данным). И в начале 1946 года летчик подает рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии». Его рапорт был удовлетворен, и в апреле 1946 года подполковник Амет-Хан Султан был уволен в запас.

Благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится летчиком-испытателем Летно-исследовательского института в Жуковском.

За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс летчика-испытателя, в январе 1950 года — второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится летчиком-испытателем 1-го класса.

В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолете Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.

В 1951-1953 годах Амет-Ханом совместно с С. Н. Анохиным, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда КС («Комета-3»). Самолет-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолета-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолет Ту-4КС, самолет-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолет-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолет-снаряд летел на цель. В ходе испытаний по этой теме Амет-Хан выполнил первый полет К с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолета-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полетов с отцепкой от самолета-носителя. После одной отцепки двигатель самолета-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени.

Множество полетов было выполнено Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолетов. 12 ноября 1958 года во время испытаний катапультного кресла для самолетов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В. И. Головиным на самолете МиГ-15УТИ произошел взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолета, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. В. И. Головин не мог покинуть самолет из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-Хан Султан принял решение сажать самолет. Посадка была выполнена безукоризненно, и жизнь товарища была спасена.

23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР» (номер знака — 38). За время летной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налет составил 4237 часов.

1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды: 2 медали Золотая Звезда, 3 ордена Ленина, 4 ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, орден «Знак Почета», медали.

Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском; проспект в Махачкале; площадь и аэроклуб в Симферополе; горный пик в Дагестане; аэропорт Махачкалы; платформа на 34-м километре линии Остряково — Евпатория; лицей-школа № 8 города Каспийска Республики Дагестан.

Бронзовые бюсты прославленного летчика установлены в его родном городе Алупке, в Махачкале, в Ярославле в 2010 году установлен памятник.

Автор По материалам информационных агентств

Другие материалы номера

Кто-то — на БТРе, кто-то — на митинге, а патриоты Ялты — на горельнике!

Черноморский экономический форум и затонувший «Василий»

Заигрались!

Ялтинских школьников готовят в олбудсмены?

Наш космонавт на российской станции

Дорогие ветераны!

В ГАИ — новый прибор!

Членство в политических партиях и его ограничения

О борьбе с коррупцией

Гаспринский избирком обязали вернуться в правовое поле

Почему у украинцев в Токио «рвет крышу»

С музыкой в сердце, с молитвой в душе

Реклама

Другие материалы рубрики

Ялтинских школьников готовят в олбудсмены?

18 детей-сирот получили сертификаты на образование в вузах Украины

Награда нашла своего героя

Митинг за честные выборы

Кому отдадут предпочтение на предстоящих выборах в местные советы жители Большой Ялты

1 октября — международный день пожилых людей

Добрый совет — для семейного «кошелька»

«Будет мир на крымской земле!»

День танкиста

Площадка — новая, программа развития — прежняя!

Сколько стоит в Ялте голос потенциального избирателя?

Бюджет, который поможет людям

Архив

2008
11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22 / 23 / 24 / 25 / 26 / 27 / 28 / 29 / 30 / 31 / 32 /

2009
33 / 34 / 35 / 36 / 37 / 38 / 39 / 40 / 41 / 42 / 43 / 44 / 45 / 46 / 47 / 48 / 49 / 50 / 51 / 52 / 53 / 54 / 55 / 56 / 57 / 58 / 59 / 60 / 61 / 62 / 63 / 64 / 65 / 66 / 67 / 68 / 69 / 70 / 71 / 72 / 73 / 74 / 75 / 76 / 77 /

2010
78 / 79 / 80 / 81 / 82 / 83 / 84 / 85 / 86 / 87 / 88 / 89 / 90 / 91 / 92 / 93 / 94 / 95 / 96 / 97 / 98 / 99 / 100 / 101 / 102 / 103 / 104 / 105 / 106 / 107 / 108 / 109 / 110 / 111 / 112 / 113 / 114 / 115 /

Полный архив газеты

Ялтинский городской портал

ЯЛТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПОРТАЛ - все, чем живет Ялта: новости, обзоры прессы, фотографии, афиша, объявления

Реклама на сайте | О проекте | Пользовательское соглашение | Правила использования материалов | Отказ от ответственности
© 2018 - 2001 yalta.org.ua. Все права защищены.
Разрешается использование только материалов ялтинских газет при условии обязательной прямой гиперссылки на yalta.org.ua.
Категорически запрещено использование любых фотографий, текстов комментариев, ответов в онлайн конференциях. Запрещено какое-либо использование базы данных ялтинских предприятий, кроме как в ознакомительных целях.
  Rambler's Top100    SpyLOG